Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Современное общество переживает новый этап своего развития, который кардинально преобразует различные сферы жизни. Женщины сегодня становятся все более независимыми, автономными и уверенными в себе, что позволяет им достигать значительного социального положения. Эти изменения значительно влияют на их мотивацию и формат взаимоотношений с окружающими, а также на то, как они воспринимают себя и общество в целом. В связи с этим, исследование самоидентификации женщин представляет собой важную задачу, особенно на фоне активных социальных трансформаций, происходящих в текущую эпоху, как на индивидуальном, так и на коллективном уровне.
Наше понимание собственной личности формируется через взаимодействие внешних факторов и личного опыта. Это восприятие включает в себя наше отношение к себе, а также наши убеждения и взгляды на собственные способности, и потенциальные возможности. Когда человек уверен в своих умениях и обладает высокой самооценкой, он склонен активно демонстрировать свои сильные стороны и достижения. В противоположность этому, негативные взгляды на себя могут сдерживать процесс самореализации, затруднять отношения с окружающими и оказывать пагубное влияние на то, как мы представляем себя другим.
Самопрезентация представляет собой набор методов и стратегий, которые человек использует для управления своим внешним образом и тем впечатлением, которое он оставляет у людей вокруг. Этот процесс имеет значительное значение для формирования нашего самосознания, поскольку позволяет выстраивать социально одобренные модели поведения, соответствующие нашей роли или имиджу.
Самопрезентация является важным аспектом в повседневной жизни человека, особенно для женщин, которые часто сталкиваются с общественными ожиданиями и стереотипами в отношении своего внешнего вида, поведения и роли в обществе. В связи с этим, психологическое консультирование женщин с проблемами самопрезентации является важным направлением работы психологов.
В настоящее время существует множество методов, направленных на улучшение самопрезентации. Однако до сих пор не создана единая научная теория, объясняющая это явление. Исследование самопрезентации и её связи с другими аспектами самообраза остаётся важной задачей, как для научных исследований, так и для практического применения, что позволяет лучше понять, формировать и управлять самопрезентацией у различных людей.
Исследование важности психологического консультирования женщин с проблемами самопрезентации имеет практическое значение для психологов, работающих с данной категорией клиентов. Результаты исследования могут быть использованы для разработки эффективных методик консультирования и помощи женщинам в преодолении проблем самопрезентации.
Цель исследования: теоретические обоснования и разработка методики психологического консультирования женщин с проблемами самопрезентации.
Объект исследования: проблемы самопрезентации у женщин.
Предмет исследования: методика психологического консультирования женщин с проблемами самопрезентации.
Гипотеза исследования: идеальное Я влияет на самопрезентацию женщин, так как они стремятся соответствовать общественным стандартам красоты и успеха. Это может привести к использованию различных стратегий самопрезентации, таких как подчёркивание своих достижений, использование социальных сетей для демонстрации своей жизни и сравнение себя с другими женщинами.
Задачи исследования:
1. Определить подходы к исследованию особенностей представления о себе.
2. Выявить психологические особенности самопрезентаций.
3. Провести эмпирическое исследование влияния Идеального Я на самопрезентацию женщин.
4. Рассмотреть телесно-ориентированный подход в психологическом консультировании.
5. Разработать методику психологической работы с женщинами с проблемами самопрезентации.
Методы исследования:
1. Теоретический метод: анализ научной литературы.
2. Эмпирические методы: тестирование.
3. Методы статистической обработки данных: методы описательной статистики, частотный анализ, корреляционный анализ.
Структура работы: курсовая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
В научном сообществе понятие «представление о себе» возникло из-за потребности исследовать и описывать глубинные психологические механизмы и процессы, которые определяют личность.
У. Джеймс стал первым, кто выдвинул концепцию Я. Согласно его теории, существует "глобальное я", которое делится на два ключевых элемента: я-сознающее (I) и я-как-объект (me). Я-как-объект охватывает четыре области: духовную, материальную, социальную и физическую. Все эти аспекты формируют уникальную индивидуальность каждого человека, создавая совокупность представлений о себе [40, с. 12].
Дж. Г. Мид в своих работах развивает концепцию "зеркального я". Сознание личности формируется в процессе взаимодействия с другими людьми и неодушевленными предметами, начиная с раннего детства. Истинное человеческое "я" начинает складываться, когда ребенок учится видеть себя в качестве объекта, подобно "другому". Без такого восприятия собственного "я" разумные действия становятся невозможными. Процесс формирования личности в детском возрасте включает активное взаимодействие с окружающим миром и освоение опыта, полученного от других, что оказывает глубокое влияние на внутреннее сознание. Взаимодействия с внешней средой трансформируются в индивидуальный внутренний опыт [23, с. 56].
Концепция К. Хорни объединяет понятия «идеализированное я» и «реальное я», а между ними располагается «актуальное/эмпирическое я». Последнее представляет собой то, кем человек является в текущий момент времени [46, с. 67].
Сторонники гуманистической психологии рассматривают "образ я" как систему самоощущения и связывают формирование самовосприятия с личным опытом человека. Они вводят концепцию "я-концепции", определяя различные аспекты ее "образов я". "Я-концепция" представляет собой организованный образ, который включает в себя восприятия о свойствах "я" в роли субъекта и "я" как объекта, а также осознание этого отношения к другим людям.
По мнению К. Роджерса, я-концепция включает в себя несколько ключевых компонентов.
Во-первых, она представляет собой область содержания, куда входят такие аспекты, как физическое и социальное окружение, ценности, моральные качества и прочее.
Во-вторых, важным является структура я-концепции, то есть характер связей между ее элементами и их взаимодействие с внешней средой.
В-третьих, соотношение между я-концепцией и реальным опытом личности также играет значимую роль. Когда я-концепция соответствует реальности, это называется конгруэнтностью, а ее несоответствие обозначает неконгруэнтность.
В-четвертых, я-концепция служит защитным механизмом, отсекая оценки, которые ей не соответствуют.
В-пятых, она может вызывать напряжение, связанное с фиксированной защитной позицией.
В-шестых, уровень самоуважения имеет решающее значение и определяет, насколько человек способен принять свои особенности.
В-седьмых, я-концепция должна опираться на действительность и умение оценивать себя на основе актуальной информации. При расхождении между "образом я" и реальным опытом может возникнуть психологическая дезадаптация, которую можно исправить с помощью защитных механизмов [10, с. 155].
К. Роджерс рассматривал поведение индивида как способ достижения согласованности "образа я".
Одна из основных частей концепции "я" по Р. Бернсу — это самооценка, которая включает в себя мнения и установки человека относительно себя. Я-концепция, представляющая собой совокупность этих установок, может быть проанализирована как с точки зрения описания, так и оценки. В большинстве определений выделяют три ключевых компонента этих установок. Прежде всего, это убеждение, которое может быть как основанным на фактах, так и не подкрепленным ими, что представляет собой когнитивный аспект установки. Далее, эмоциональная реакция на это убеждение отражает эмоционально-оценочный компонент. И, наконец, поведенческий элемент проявляется в реакции индивида, что может быть выражено через его действия [31, с. 122].
В контексте самоидентификации можно выделить несколько ключевых компонентов.
Во-первых, это самообраз — представление человека о самом себе.
Во-вторых, самооценка, которая представляет собой эмоциональную характеристику этого образа и может изменяться по степени в зависимости от отдельных качеств самообраза. Некоторые аспекты могут вызывать сильные чувства, связанные с принятием или критикой.
В-третьих, существуют возможные поведенческие реакции, то есть действия, которые могут возникнуть в ответ на самообраз и самооценку. Объектами восприятия и самооценки могут выступать такие аспекты, как внешний вид, умения, взаимодействие с другими людьми и так далее [44, с. 234].
Еще одной важной частью я-концепции является когнитивный аспект. Представления человека о себе часто воспринимаются как правдивые, независимо от того, основаны ли они на объективных фактах или субъективных мнениях. Когда индивид описывает себя, он стремится обозначить ключевые характеристики своего самовосприятия словами. Например, он может воспринимать себя как привлекательного, надежного, веселого или серьезного, и все эти качества формируют его образ «я», имея разный уровень важности для него. Однако эта значимость и порядок могут варьироваться в зависимости от нового жизненного опыта или влияния текущего эмоционального состояния.
Кроме того, значительным является оценочный аспект я-концепции. Атрибуты, которые мы придаем себе, не всегда являются объективной реальностью, и окружающие могут не разделять нашего мнения. К примеру, человек может считать себя полным, хотя другие этого не замечают. Чувство неполноценности может возникать даже из-за вымышленных недостатков, поскольку мы склонны переносить их на весь образ себя. Это может затруднять формирование позитивной я-концепции, особенно в рамках социальной коммуникации [14, с. 190].
Все характеристики, которые можно приписать человеку, имеют скрытое оценочное значение, основывающееся на личной интерпретации его качеств через восприятие реакций окружающих. Это восприятие формируется в контексте действующих стандартов и сознается через призму культурных, групповых или индивидуальных ценностей, усвоенных в течение жизни.
Эмоциональный компонент я-концепции возникает из-за того, что когнитивные аспекты не воспринимаются индивидуумом безразлично. Они вызывают эмоции и оценки, интенсивность которых зависит от ситуации и содержательных аспектов сознания.
Что касается поведенческого аспекта я-концепции, то известно, что люди не всегда поступают в соответствии со своими убеждениями. Часто проявление установок корректируется или полностью подавляется из-за социальной неприемлемости, моральных сомнений или страха последствий. Все установки представляют собой эмоционально окрашенные убеждения, имеющие отношение к какому-то объекту.
Характерной чертой я-концепции как системы установок является тот факт, что объектом здесь выступает сам носитель этих установок. Эмоции и оценки, связанные с самоощущением, очень сильны и устойчивы, и избавиться от них гораздо сложнее, чем от мнения других [25, с. 11].
В трудах Е.Т. Соколовой концепция "Образ Я" рассматривается как комплексное образование, состоящее из следующих частей:
1) Когнитивный элемент отражает представление о личности, ее характеристики, способности, а также ее значимость в социуме и так далее.
2) Аффективный компонент связан с тем, как человек относится к себе, проявляет ли он к себе уважение, любовь или, возможно, испытывает пренебрежение собственной личностью.
3) Поведенческий элемент касается того, насколько индивидуум реализует свои цели и стремления в действительности через соответствующие действия [38, с. 87].
В.В. Столин выделил три уровня "Я-концепции".
Первый уровень представляет собой физический "Образ Я", который тесно связан с необходимостью обеспечения физического благополучия.
Второй уровень касается социальной идентичности, отражающей стремление каждого человека принадлежать к обществу и взаимодействовать с ним.
Третий уровень – дифференцирующий "Образ Я", который включает в себя самосознание личности в сравнении с окружающими. Этот уровень важен для формирования уникальности и удовлетворения потребности в самопознании и самореализации.
Формирование "Я-концепции" может осуществляться двумя способами: через создание и классификацию различных "Образов Я" или через исследование значимых характеристик этих образов [40, с. 134].
И.И. Чеснокова выделяет два уровня самопознания.
Первый уровень подразумевает сопоставление своего "Я" с окружающими, что позволяет человеку осознавать себя в контексте других людей. Этот этап способствует формированию отдельных представлений о собственном "Я" и поведении, наполненных эмоциональным содержанием. Он является основой самопознания, а ключевыми методами в данном уровне являются самовосприятие и самонаблюдение.
Второй уровень связан с сопоставлением своих представлений о себе, возникающих в ходе внутреннего диалога. На этом этапе складывается целостный образ личности, который формируется из отдельных концептов, возникающих в процессе самовосприятия, самонаблюдения и анализа собственного поведения [40, с. 178].
Представления о самом себе играют ключевую роль в формировании целостной личности, влияя на её поведение, действия и взаимодействия с другими людьми. Представление можно охарактеризовать как воспроизводимый образ объекта или события, который служит моделью потенциального опыта в будущем. Это также включает воображение, где образ объекта не связан с ранее воспринятыми феноменами. Данный процесс активен, но не гарантирует, что образ будущего обязательно реализуется в поведении человека.
Понятие социального представления находится на стыке психологических и социологических подходов, затрагивая как психологические, так и социальные аспекты человеческой жизни. Оно определяет, как социальные субъекты интерпретируют жизненные события, различные аспекты социальной реальности и информацию, которая в ней циркулирует. Это спонтанное и наивное понимание противопоставляется научным методам.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдуллаева, М. М. Стратегии самопрезентации в авторских текстах специалистов с разным профессиональным опытом / М. М. Абдулаева // Национальный психологический журнал. – 2022. – № 4. – 290 с.
2. Акбердина, Д. А. Сравнительный анализ стратегий самопрезентации юношей и девушек / Д. А. Акбердина. В сборнике: Science and technology research – 2024: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Петрозаводск, 2024. – 567 с.
3. Альтшуллер, А. А. Имидж и самопрезентация в бизнесе / А.А. Альтшуллер. - Москва: Мир, 2015. - 271 c.
4. Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении// Личность. Общение. Групповые процессы. Сб. обзоров, М., 2020 -467 с.
5. Антонова Ю. А. Демина С. А. Аватар как элемент самопрезентации в социальной сети // Лингвокультурология. 2020 – 890 с.
6. Белинская Е.П., Гавриченко О.В. Самопрезентация в виртуальном пространстве: феноменология и закономерности // Психологические исследования. 2022. Т. 11. № 60. // Электронный источник// URL: http://psystudy.ru // Дата обращения: 10.10.2024
7. Богуславский В. М. Оценка внешности человека: Словарь. М.: ООО «Издательство АСТ», 2019. – 678 с.
8. Болотова, А. К. Социальные коммуникации. Психология общения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. К. Болотова, Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 272с.
9. Герасимова О. А. Социально–психологические характеристики ольфакторной самопрезентации личности: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ростов н/Д, 2023 - 500 с.
10. Головина, Е. В. Особенности я-концепции у людей средней взрослости / Е. В. Головина, А. И. Дворниченко, Т. Н. Савченко // Прикладная юридическая психология. – 2023. – № 2 (63). – 567 с.
11. Горбатова А. Е. Теория и практика психологического тренинга: учебное пособие / А. Е. Горбатова. - СПб.: Речь, 2008 - 320 с.
12. Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни / И. Гофман. – Москва : Канон-пресс, 2000. – 304с.
13. Демидов, А. А. Представление о себе и других в условиях транзитивного общества: межпоколенческий анализ / А. А. Демидов, К. И. Ананьева, А. Д. Б. Самба // Экспериментальная психология. – 2022. – Т. 15. – № 4. – 890 с.
14. Ерина, И. А. Сравнительный анализ исследования сущности и этапов формирования я-концепции различных научных подходов / И. А. Ерина, И. Р. Позднякова, Ю. В. Сорокопуд // Вестник Российского нового университета. – 2022. – № 1. – 190 с.
15. Жуков Ю.М. Тренинг как метод совершенствования коммуникативной компетентности: автореф. дис. доктора психол. наук. М. 2023 - 238 с.
16. Журавлева И.А. Самопрезентация как форма предъявления индивидуальных личностных характеристик // Педагогическое образование и наука. № 8. 2022 – 456 с.
17. Завьялова З. С. Самопрезентация личности в чат-коммуникации. Томск, 2021 – 900 с.
18. Зайцева, Л. А. Основные аспекты теоретико-психологического исследования Я в контексте изучения развития Я-концепции личности / Л. А. Зайцева // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – №3, том 6. – 276 с.
19. Иванова, Е. Самопрезентация за 15 минут / Е. Иванова. - М.: Феникс, 2019. - 192 c.
20. Клименко А. А. Самопрезентационная компетентность: содержание и основы формирования : учеб. пособие / А. А. Клименко, С. А. Хазова, С. А. Карасева. – Краснодар : КубГАУ, 2018. – 164 с.
21. Копытин А.И. Тренинг коммуникации. Арт-терапия. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2006 - 96с.
22. Корягина, Н. А. Самопрезентация и убеждающая коммуникация: учебник и практикум для вузов / Н. А. Корягина. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 378 с.
23. Корягина, Н. А. Социальная психология: теория и практические методы: учебник и практикум для вузов / Н. А. Корягина. – Москва: Юрайт, 2021. – 316 с.
24. Крылов Е.Ю. Особенности самопрезентации молодежи в интернете // Молодежь в науке XXI века. Контекст: Становление профессиональной культуры молодежи. Сборник материалов Всероссийской студенческой научнопрактической конференции, в 2 частях, часть 1 / Под общ. ред. В.В. Кузнецовой. Ульяновск: УлГПУ, 2020 – 875 с.
25. Кузьмина, Т. И. К вопросу о перспективах исследования самосознания в специальной психологии / Т. И. Кузьмина // Российский психологический журнал. – 2020. – Т. 17. – № 2. – 855 с.
26. Кубрак, Т. А. Интенция самопрезентации субъекта в вербальной коммуникации[Текст] / Т. А. Кубрак. М., 2009 - 26с.
27. Луговская, М. Ю. Теоретический анализ разработки проблемы обучения самопрезентации в исследованиях отечественных ученых / М. Ю. Луговская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (91). — С. 1752-1755. — // Электронный источник// URL: https://moluch.ru/archive/91/19884/ (дата обращения: 12.10.2024).
28. Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб.: Питер. 2022 - 665 с.
29. Мазикина, М. С. Сущностная характеристика технологии самопрезентации / М. С. Мазикина. В сборнике: Психологический и педагогический подходы к образованию в цифровом обществе: сборник статей Международной научно-практической конференции 15 января. – Уфа, 2022. – 900 с.
30. Михайлова, Е.В. Обучение самопрезентации / Е.В. Михайлова. - М.: Государственный университет - Высшая школа экономики (ГУ ВШЭ), 2019. - 491 c.
31. Мокроусова, Р. Р. Теоретический очерк методологических подходов к исследованию проблемы самосознания личности / Р. Р. Мокроусова, С. М. Жуков. В сборнике: EurasiaScience. Сборник статей LVIII международной научно-практической конференции. – Москва, 2023. – С. 220-221.
32. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. СПб.: Алетейя. 2020. - 224 с.
33. Озерина, А. А. Особенности представлений о партнере, супруге и родителе у юношей и девушек / А. А. Озерина, О. Д. Пирогова, Н. Е. Тимофеев // Artium Magister. – 2020. – № 20. – 578 с.
34. Перелыгина Е. Б. Психология имиджа. М.: Аспект Пресс. 2002 - 223 с.
35. Пикулева, О. А. Психология самопрезентации личности: монография / О. А. Пикулева. – Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2024 – 320с.
36. Плотников, А. Ю. Особенности построения сампорезентации в социальных сетях / А. Ю. Плотников // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: материалы Международной научно-практической конференции. – 2022. – № 10. – С. 456–463.
37. Рябикина З. И., Кныш Т. В. Культурологическая и индивидуальная обусловленность самопрезентации // Личность и бытие: субъектный подход. Психология субъекта и гендерные аспекты бытия личности. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2020. – 78 с.
38. Соколова-Бауш Е.А. Самопрезентация как фактор формирования впечатления о коммуникаторе и реципиенте // Мир психологии.2019. № 3 (19). С. 132–139.
39. Сорокина, Ю. В. Стратегия самопрезентации как элемент эффективного речевого воздействия в рамках педагогического дискурса //Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2014. – 744 с.
40. Сосновский, Б. А., Общая психология: учебник для вузов / Б. А. Сосновский, О. Н. Молчанова, Э. Д. Телегина / под редакцией Б. А. Сосновского.– Москва : Юрайт, 2020. – 342с.
41. Спиридонова, Г. Г. Формирование культуры самопрезентации будущих педагогов в специально организованных психолого-педагогических условиях на этапе профессиональной подготовки в вузе / Г. Г. Спиридонова, Л. С. Колмогорова // Science for Education Today. – 2021. – Т. 11. – № 3. – 322 с.
42. Федорова Н. А. Проблема самопрезентации в современной социальной психологии:использование понятийного аппарата теориидеятельности // Научные материалы международного форума и школы молодых ученых Института психологии РАН. М., 2010. – 67 с.
43. Филин С.А. К вопросу обучения самопрезентации // Практическая психология в действии / Под ред проф. С.М Джакупова. Алматы-ТОО «Стека». 2021 – 145 с.
44. Фомина, О. С. Психологические особенности образа Я / О. С. Фомина // Молодой ученый. – 2020. – № 22 (312). – 789 с.
45. Чуланов Д. М. Искусство самопрезентации. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение» - 2020 – Электронный источник// Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvo-samoprezentatsii// Дата обращения: 12.10.2024
46. Хорни, К. Самоанализ / К. Хорни. – Москва: Прогресс-книга, 2023. – 352с.
47. Шемякина Н. В. Я-внешнее и Я-внутреннее: самораскрытие и Яконцепция // Психологический вестник РГУ. 2020. – 634 с.
48. Штангель А. Язык тела. Познание людей в профессиональной и обыденной жизни. М. 1986. 493 с.
49. Rui J. R. Objective evaluation or collective self-presentation: What people expect of LinkedIn recommendations.Computers in Human Behavior.Volume 89, December 2020, Pages 121-128. URL:https://proxy.library.spbu.ru:2060/10.1016/j.chb.2018.07.025// Date of application: 12.10.2024
50. Strimbu N., Michael O'Connell. The Relationship Between Self-Concept and Online Self-Presentation in Adults. Mary Ann Liebert. 2019. URL: https://doi.org/10.1089/cyber.2019.0328// Date of application: 12.10.2024